Про проектМапа сайту 

ВИБОРИ в Україні 


RSS
Анонси подійНовиниАналітикаЗаконодавствоМіжнародні документиЗвіти спостерігачівУчасники процесу реформуванняВідео вебінарівФорум

Вибори Президента України: Звіт за період 15 грудня 2009р. – 13 січня 2010р.

Выборы Президента Украины

Отчет о предвыборном периоде

15 декабря 2009 г. – 13 января 2010 г.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАБЛЮДЕНИЯХ И ВЫВОДАХ

• Центральная избирательная комиссия не установила четких процедур мобильного голосования, голосования за рубежом и внесения в список избирателей в день выборов. Это открыло дверь реальным или ожидаемым злоупотреблениям и манипуляциям.

• ENEMO продолжает высказывать свое беспокойство по поводу процесса регистрации избирателей и внесения изменений в список избирателей 17 января, в день выборов. В частности, ENEMO опасается, что устаревшая информация в списках избирателей может привести к кратному голосованию. Отсутствие указаний от ЦИК по этому процессу также означает неоднородность стандартов, которые будут применяться по стране.

• ENEMO обеспокоена, что задержки с установлением четких процедур мобильного голосования могут поставить под сомнение весь избирательный процесс, так как именно такой вид голосования был основой для фальсификаций в 2004 году. Недостаток ясности в этом вопросе подразумевает неравномерные стандарты и процедуры по стране.

• ENEMO отмечает, что отсутствие инструкций для избирательных участков за рубежом также подразумевает неравные стандарты, поэтому наблюдатели ENEMO будут присутствовать в 11 консульствах в день выборов для наблюдения за процессом голосования.


• Центральная избирательная комиссия (ЦИК) работала относительно беспристрастно, но большинство ее решений принимались за закрытыми дверями без присутствия наблюдателей.

• Период предвыборной агитации был в основном свободен от запугиваний, давления и угроз. Это прогресс по сравнению с предыдущими украинскими выборами, которые наблюдала ENEMO.

• По сравнению с предыдущими украинскими выборами, наблюдатели ENEMO сообщили о незначительном количестве случаев злоупотребления административным ресурсом и участия представителей власти в кампании.

• Задержки с выделением финансирования на президентские выборы привели к препятствиям в работе избирательных комиссий и поставили под серьезное сомнение возможность всех УИК страны быть полностью работоспособными в день выборов.

• СМИ позволили электорату ознакомиться с программами кандидатов благодаря широкому освещению предвыборной кампании в новостных программах, телевизионных дебатах и политической рекламе.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРОВ

Администрация выборов в Украине – трехуровневая система, состоящая из Центральной избирательной комиссии (ЦИК), 225 окружных избирательных комиссий (ОИК) и более 32 000 участковых избирательных комиссий (УИК). Закон о выборах и изменения и дополнения к нему устанавливают правила функционирования и взаимодействия данных учреждений, а также сроки всех этапов деятельности комиссий в избирательном процессе.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК)

Наблюдатели ENEMO отмечают, что ЦИК в течение предвыборного периода работала относительно беспристрастно. Тем не менее, большинство ее решений принималось только после собраний за закрытыми дверями. Наблюдатели ENEMO также отметили  распространенную тенденцию членов ЦИК принимать решения на формальной основе вместо рассмотрения существенных аргументов. Иногда эффективности деятельности ЦИК мешал высокий уровень бюрократизации учреждения.

Одно из противоречивых решений ЦИК, которое может значительно помешать работе комиссий низшего уровня, касается положений о мобильном голосовании. 4 января ЦИК проголосовала за послабление процедур голосования на дому, освободив избирателей от требования подавать медицинские справки вместе с письменными заявлениями. Кандидат Юлия Тимошенко обратилась с жалобой в Киевский административный апелляционный суд, который 12 января поддержал решение ЦИК.

Влияние ЦИК и решения суда таково, что члены ОИК и УИК будут руководствоваться собственным пониманием процедур мобильного голосования в день выборов. В Волынской области (ОИК 20) уже зарегистрировано 1 000 заявлений на мобильное голосование, потому что члены комиссий рассматривают вместе инвалидов и лиц преклонного возраста, в то время как в Ивано-Франковской области ОИК 84 проинструктировала все УИК принимать все запросы на мобильное голосование.

Поскольку злоупотребления в ходе голосования на дому были одним из основных

источников фальсификаций во время президентских выборов 2004 года, ENEMO

опасается, что нечеткие процедуры такого вида голосования могут поставить под сомнение весь избирательный процесс, создав возможность для широкомасштабных фальсификаций.

Создание и укомплектование комиссий

ENEMO убедилась, что кандидаты сталкивались с проблемами при укомплектовании

большого количества ОИК и УИК во всех регионах страны, что привело к задержкам в деятельности комиссий. Таким образом, принцип квоты для членов комиссии, устанавливаемый законом о выборах, не был соблюден.

Многим избирательным комиссиям низшего уровня пришлось справляться с недостаточным количеством членов и их увольнениями в предвыборный период. В результате некоторые УИК не функционировали из-за постоянного отсутствия членов, в то время как остальные комиссии собирались при наличии лишь минимального количества членов. Среди основных причин увольнения – низкая зарплата, выплачиваемая с задержкой, ненормированный рабочий день и отсутствие опыта работы на выборах.

Значительное количество замен и увольнений были подтверждены в Одесской (ОИК

137), Полтавской (ОИК 146, 147, 148), Хмельницкой (ОИК 195), Закарпатской (ОИК

69), Ивано-Франковской (ОИК 85), Харьковской (ОИК 178, 180), Винницкой (ОИК

12) и Львовской (ОИК 126) областях. В Житомире, Луганске, Сумах и Кировограде

около 90% членов комиссий на руководящих должностях были заменены, в то время

как более половины УИК в Киеве, Черкассах, Одессе и Донецке меняли состав несколько раз.

Большое количество должностей в ОИК были заполнены после решений судов, что вызывает определенную обеспокоенность вовлечением судебной системы в выборы.

Такие случаи были зафиксированы во Львовской (ОИК 127), Киевской (ОИК 223),

Житомирской (ОИК 66) и Запорожской (ОИК 77) областях.

По причине недостатка финансов и задержек в передаче материалов, многие УИК в

Херсоне, Чернигове и Житомире были сформированы позже назначенного срока, в

то время как в Закарпатье, Львове, Полтаве и Ровно УИК оставались закрытыми

даже после окончания государственных праздников. Значительные задержки в работе комиссий были отмечены в Крыму (ОИК 9), Ивано-Франковске (ОИК 85) и Хмельницком (ОИК 190).

Многие УИК высылали приглашения избирателям проверить точность списков позже, чем того требует закон. В Хмельницкой области УИК 48 (ОИК 190) завершила этот процесс через девять дней после срока, установленного законом. Кроме того, наблюдатели ENEMO сообщили о том, что члены комиссий во всех областях занимались агитацией во время приглашения избирателей на участки.

Наблюдатели ENEMO узнали, что многие ОИК и УИК столкнулись с проблемами

логистики, в основном связанными с недостаточным финансированием. К таким проблемам относились недостаток обеспечения для офиса, недостаточное количество компьютеров, плохие телефонные линии, проблемы с транспортом, медленные Интернет-подключения, плохое отопление и неудовлетворительные условия работы в целом. В то время как эти недостатки еще можно устранить до дня выборов, они мешали процессу подготовки.

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Внедрение полностью централизованного реестра избирателей представляет собой большой шаг вперед для Украины. Тем не менее, точность списков избирателей продолжает оставаться проблемой и на этих выборах. В то время как власти попытались решить этот вопрос с помощью Государственного реестра избирателей, в отчетах содержится информация о том, что неточности остаются. Самые распространенные проблемы – двойники, неправильная транслитерация имен и фамилий, включение «мертвых душ» и отсутствие избирателей в списках, включая отсутствие u1094 целых домов или улиц на определенных участках.

Из-за задержек в деятельности УИК процесс обновления списков шел медленно. Только незначительное количество избирателей смогли проверить свои имена в списках в течение срока, установленного законом. Члены УИК старались ускорить процесс, направляя избирателей в Государственный реестр, таким образом обходя предписываемую законом иерархию. Это создавало путаницу, как, например, в Херсонской области, где Государственный реестр избирателей приостановил свою работу 8 января.

Во время этих выборов изменения в списки могут вноситься в день выборов; тем не

менее, ЦИК не предоставила четких инструкций по этому вопросу. ENEMO обеспокоена тем, что это может дать возможность кратного голосования и неравномерного применения закона в масштабах страны.

Ошибки в списках избирателей отображают плохую работу ответственных учреждений, которые должны были подойти к вопросу комплексно, несмотря на рекомендации международных наблюдетелей, предоставленные на предыдущих выборах. В то время как отчеты из Киева подтверждают около 1 млн. внесенных изменений в процессе подготовки к выборам по стране, по областям в списках избирателей все еще наблюдается большое количество ошибок. Согласно отчетам, Государственный реестр избирателей работал по спискам 2004 года, таким образом игнорировав изменения, сделанные к выборам 2006 и 2007 годов. Ярким примером этого является Закарпатье, где в списках находится много избирателей, живущих за границей, в то время как все избиратели, проживающие в Риме, лишены избирательного права, потому что их села не включены в реестр.

НАРУШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ КАМПАНИИ

Кампания описывается как неактивная и характеризуется заметным безразличием избирателей к политическим событиям. В целом период предвыборной кампании был свободен от давления и запугиваний; все кандидаты смогли высказывать свои мнения и встречаться с избирателями. Основные претенденты использовали различные агитационные u1089 стратегии, в том числе посещение избирателей на дому, бигборды, листовки, палатки, телевизионная реклама и митинги.

Наблюдатели ENEMO зафиксировали небольшое количество случаев участия представителей власти в предвыборной агитации. Юлия Тимошенко раздавала избирателям земельные сертификаты вместе с политическими материалами и предвыборными обещаниями, что представляет собой нарушение закона о выборах. Подобные обвинения в злоупотреблении административными ресурсами были выдвинуты к Министру внутренних дел Юрию Луценко за агитацию перед представителями правоохранительных органов во время визита в Черкасскую область 4 января, а также к представителям кандидата Виктора Януковича, которые оказывали давление на государственных служащих в Харькове и Донецке.

Наблюдатели ENEMO зафиксировали несколько случаев физического насилия над

агитаторами и уничтожения агитационных материалов. Эти происшествия выглядят

единичными и большинство сейчас расследуются. Такие случаи были зафиксированы в Симферополе (против агитаторов Арсения Яценюка), в Одессе (против агитаторов Юлии Тимошенко), в Крыму, Запорожье, Полтаве, Чернигове (против штабов Виктора Януковича), а также в Хмельницком и Донецке (против агитационных палаток Петра Симоненко).

В течение периода предвыборной агитации большое количество кандидатов обвиняло своих конкурентов в подкупе избирателей. В то время как большинство таких заявлений остаются простыми сплетнями, некоторые другие случаи подтверждают, что попытки подкупа представляют собой угрозу справедливости избирательного процесса. В Тернопольской области представителям Януковича и Тимошенко угрожает судебное расследование после обвинений в покупке голосов. В Днепропетровске, Донецке и Запорожье агитаторы Януковича раздавали пакеты с продуктами и деньги вместе с агитационными материалами во время новогодних праздников.

СИТУАЦИЯ В СМИ

Все кандидаты смогли свободно проводить агитацию в государственных СМИ согласно u1087 положениям закона о выборах и размещать оплаченную политическую рекламу в коммерческих СМИ. Тем не менее, некоторые кандидаты жаловались, что основные претенденты получали больше внимания от средств массовой информации благодаря участию в популярных ТВ-программах, в то же время отказываясь от дебатов, организованных для всех претендентов.

Информация о кампании, представленная в виде новостей и не помеченная как политическая реклама, остается обычной практикой в украинских СМИ на всех уровнях. Это вызывает обеспокоенность в связи с вмешательством кандидатов в содержание материалов благодаря оплаченным соглашениям с владельцами средств массовой информации. Более того, неясные принципы освещения кандидатов, занимающих должности в правительстве, вызывают беспокойство по поводу злоупотребления административным ресурсом, а также дают преимущество тем кандидатам, у которых эти должности есть. Публикация результатов соцопросов в региональных СМИ вызывает подозрения в манипуляции общественным сознанием, т.к. большинство этих вопросов не указывают своей методологии и использованной выборки.

МЕСТНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ

Местные НПО «Опора» и КВУ проводили очень активную подготовку членов избирательных комиссии и мониторинг всех этапов предвыборного периода. Они публиковали отчеты с результатами наблюдения их ДСН по всей стране. ДСН ENEMO контактировали с представителями «Опоры» и КВУ и посещали их тренинги и брифинги, посвященные выборам. Поскольку по закону о выборах местным наблюдателям разрешается наблюдать за процессом только в качестве аккредитованных журналистов, ENEMO беспокоит возможность нарушения их прав.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ КОМАНДЫ ENEMO

1 декабря 2009 года Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами (ENEMO) начала деятельность миссии во главе с Таскын Рахимбек по наблюдению за выборами Президента Украины, назначенными на 17 января 2010 года. Это шестая миссия ENEMO на украинских выборах. ENEMO направила 50 долгосрочных наблюдателей во все области Украины для осуществления мониторинга предвыборного периода и подготовки к прибытию 400 краткосрочных наблюдателей, которые приезжают на этой неделе для наблюдения за всеми этапами избирательного процесса в день выборов, включая процедуры открытия, голосования и подсчета голосов.

Долгосрочные наблюдатели ENEMO сосредоточились на проведении избирательной кампании, регистрации избирателей, работе избирательных комиссий и решениях судов

Вівторок, 11 жовтня 2011, 19:45

 
     

E-mail редакції: editor@cvu.kiev.ua
Webmaster: punosound@gmail.com

Звіти спостерігачів

Важливо

Відео коментар

«Голосування на дому, що для цього потрібно»Вівторок, 9 жовтня 2012, 1:12

Список теґів

Авторизація

 
   Забули пароль?
    Реєстрація

Сторінку оброблено за 0,90383410453796 секунди

Delegation of the European Union to Ukraine Координатор проектів ОБСЄ в Україні Комiтет виборцiв України
Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct () in Unknown on line 0